Так как Согратль расположен в центре Дагестана, он был связан с другими землями Северного Кавказа и Закавказья вьючными дорогами. Путь из аула, через лакские земли в Грузию пролегал: через Кумух - Камахал - Согратль - Бацада - Бажан.

Другой древний торговый путь под названием "Шекинский" или "Ананский" проходил через Ахты, Рутул, Казикумух, Согратль, Голотлинский мост, по Аварскому Койсу, через Андию, Чечню, Кабарду и далее к берегам Черного моря. Вот что пишет П.И. Тахнаева в книге <Чох в блистательную эпоху Шамиля 1840-1850 г.г.:

" Андалальцы вместе с казикумухцани издавна имели коммерческие связи во всех крупных торговых центрах Кавказского края и держали в своих руках всю торговлю по Аварскому Койсу. Торговый путь - он же "Шекинский путь" или ''Анапская дорога" шел на Ахты, Казикумух, Чох, Согратль, Телетль, Голотлинский мост и по Аварскому Койсу -- в Анди. Здесь он переваливал в Чечню и, через Кабарду, выводил к портам Черного моря. Другой транзитный торговый путь шел через Кази-Кумух, Гергебиль, Унцукуль, Андрей-аул-Кизляр.

В транзитной торговле было задействовано огромное количество людей: каждый из купцов-андалальцев являлся как бы поверенным от 3-4-х человек, вручивших ему свои капиталы. Расстройство торговых дел било и по тем, кто был связан с обслуживанием этой торговли: со-проводителям караванов, охранникам и т.д., а так же по кустарям, продукция которых не могла быть реализована. Транзитная торговля могла быть прибыльной либо в виде оптовой, либо такими партиями, что бы вырученный от продажи капитал не только окупал бы транспортные и торговые расходы, но и приносил определенные барыши. Это побуждало купцов объединяться и транспортировать товары караваном. С другой стороны к караванному способу торговли толкало их чувство самосохранения, опасения разбойных нападений. К тому же, текинские ханы, в интересах охраны местной торговли на базарах Нухи разрешали торговать приезжим дагестанцам исключительно оптом и не менее как вьюком.В этот период в числе ходатайств о разрешении торговли караванами встречается и обращение Чоха."

Караваны, как уже упоминалось, следовали через села Андалала в Гидатлинское общество, потом через Гидатлинский мост в Ахвах, в Каралал и оггуда, по удобному пути - в Андию.>

Мимо села проходила колесная дорога Гуниб - Чох - Казикумух, которая имела большое значение для Согратля и по которой на арбах привозили мануфактуру, строительные материалы и т.д. И поэтому, в экономической жизни согратлинцев значительную роль сыграла торговля. В качестве менового эквивалента использовали скот, продукты животноводства и изделия ремесленников. В селе функционировал большой базар, куда с ближайших сел привозили гончарную посуду, орудия сельского хозяйства и т.д.

Таким образом, еще к XVIII веку Согратль был известным торговым центром. А к концу XIХ в. значение Согратля, как одного из главных торговых центров Дагестана, стало существенно расти. Это видно из письма Имама Шамиля к согратлинскому наибу Магомеду, датированного 1846 годом, где имам просит наиба не мешать прибывающим на Согратлинский базар людям торговать. А уже через несколько лет стараниями Имама Шамиля Согратлинский базар приобретает статус общерегионального. В письме к жителям сел. Согратль в марте 1852 года Имам писал: "От эмира правоверных к своим братьям, всем гражданам Согратля. Привет (Ассаламу гIалайкум ред. Авт.). А затем, когда зорко рассмотрели и глубоко обдумали, мы не нашли для торговли лучшего места, чем ваше селение. Оно является местом, куда сходятся дороги из различных стран. Пусть с вашей стороны не будет препятствия в этом. Что касается неприятностей, то их устранят наиб, алимы и мухтасибы".

Ко второй половине XIX - к началу XX в.в. Согратль был уже крупным региональным торговым центром, где собирался еженедельный базар, на котором торговали предметами животноводства, продуктами земледелия, садоводства и кустарными изделиями. Здесь были и "постоянные торговые лавки". К этому периоду в Согратле функционировали около 10 частных магазинов и торговых лавок. Владельцами магазинов были согратлинцы: АбихIасанля МахIама, Бечед ХIусенил Мах1амад-Х1ажияв(по рассказам деда автора торговал хозтоварами часами и швейными машинами), Гвергил ГIабдукъадир, ГIабдукаримиляв, ГIабдулахIису МахIама, КIичча ХIажияв, Мамалазул МуццагIали, Хербехь МуццалхIажияв, Шехил ГIабдулахIажи и др.

HUSsoft 2005