Старинное поселение (settlement) Согратль, в истории известно как центр Андалала или Андалальского вольного общества, военного и гражданского союза (ГIандалазул Бо - в переводе с аварского), примерно 12-14 населенных пунктов Республики Дагестан.



Некоторые считают,что название Сох, наверное ближе всего объясняет самоназвание Согратля. В переводе с аварского означает у башни , у крепости и т.д. Есть другой вариант.От слова Сугъур (грубое тканое сукно). Оттуда дальнейшее cугъул (ткущие сугур). Но это попытки привязки названий местностей к собственному языку.

Названия земель согласно топонимики, как это обычно в истории, связаны не с ремеслами, а с названиями племен, поселившихся в указанной местности.

Сравните хунз - Хунзах, г1андал - Г1анди,сугъул - Сугъралъ, ругъж - Ругъжаб и так далее. Например, по английски: huns (гуны) - Hungary (Венгрия), bulgars(болгары) - Bulgaria(Болгария), turks(турки) - Turkey(Турция) и т.д.


На землях Согратля люди жили здесь с древнейших времен. Об этом говорят наскальные рисунки в местности Чина Хитта и находимые при раскопках культовые статуэтки бронзового века.

Имел высокоорганизованное для своего времени общество с писанным адатным законодательством."Свод Законов Андалальского Общества", датируемый XVII веком, фактически является Конституцией Андалала, то есть когда в мире процветало рабство, наши предки жили настоящей демократией с выборными структурами власти, обязанностями свободных жителей Андалала и отвественностью всего Анадалала перед каждым гражданином.

Был не только административным центром Андалала, но и крупным торгово-экономическим и духовным центром, что подтверждают многие ученые, например М. Абдулаев , в книге о Шейхе Абдурахман-Хаджи ас-Сугури.


Старое селение (восстановлено по фотографии сожженого селения 1877 г.)
Картина согратлинского художника С. Тихилова

В мировой истории становится известен с XVIII века, когда осенью 1741 года в горах Андалала был разгромлен непобедимый иранский шах Надир, который до этого ценой неимоверных потерь в борьбе с дагестанскими народами дошел до Андалала. В то время к Согратлю подтянулись войска практически всех вольных обществ и княжеств Дагестана, что в конечном счете и явилось основой победы.

Во времена Большой Кавказской войны Къади Андалала (глава Андалальского вольного общества) и согратлинцы были против имама Шамиля и мюридизма, но затем Согратль активно включился в борьбу и стал одним из главных центров производства оружия и пороха в Имамате.

В 1877 году Согратль стал центром восстания против Российской империи. Шейх Абдурахман-Хаджи ас-Сугури, корого восставшие хотели избрать имамом, был категорически против восстания, скорее всего он предвидел, что произойдет. По сравнению с шамилевскими временами, Дагестан был уже опутан сетью фортов и дорог, что облегчало в случае необходимости быструю концентрацию имперских войск в нужном направлении. Тем, не менее шейху Абдурахман - Хаджи не удалось остудить горячие головы. Восстание было быстро подавлено и не в пример окончанию Кавказской войны , когда в основном к участникам борьбы за свободу не были применены меры репрессий, поселение Согратль было разрушено артиллерией и сожжено дотла с выселением жителей. Восстанавливаться начал в 90-х годах XIX века.

Фото с. Согратль 1926 года

Согласно переписи 1886 года, в Согратле было около 500 дымов. Основной вид деятельности жителей, как записано в переписи - "учителя означенного общества (автор лично видел эту запись в книге переписи населениея 1886 года),скотоводство (овцеводство), террасное земледелие и различные виды промыслов в основном по обработке камня и по металлу". Согратлинцы издревле известны на всем Северном Кавказе как искусные оружейные мастера, мастера серебряных дел и камнетесы. Об этом пишет, например, А. Гольдштейн в книге "Башни в горах".

Согратль всегда отличался ученостью. По словам В.Варисова во втором томе издания АН СССР от 1983 года " Математики и астрономы мусульманского мира в средневековье" значатся имена четырех согратлинцев, это Магди-Магомед, Шапи-Хаджи, Шайтан Абдула и Алирза ас-Сугури. Также со слов согратлинского аксакала В.Варисова во многих близневосточных странах мударисами (преподавателями) были согратлинцы. Как например, Гаджи-Магомед , сын Абдурахмана-Хаджи ас-Сугури, впервые изложивший историю движения Шамиля в виде поэмы, где он кстати приводит и причины его поражения. Его имя значится на воротах мечети Ая-София в Стамбуле среди имен крупнейших мусульманских ученых.


Минарет центральной мечети селения Согратль.
Памятник архитектурного искусства XIX века.
Построен на средства Доного Магомеда


Классические точенные ворота и каменная стена согратлинских мастеров.
Это дом Абашиловых. На воротах слева и справа символическая розетка,
один из древних солярных знаков.




Над окном видны искусно вырезанные из одного камня элементы цепи. Причем один элемент круглый, один квадратный. На них тоже солярные знаки. Мастер - Нурчил Юсупил Мах1амад-х1ажияв (прадед автора по материнской линии). Какой смысл он вкладывал в эти элементы остается загадкой. Памятник архитектурного искусства.




На снимке талантливые архитекторы, искусные каменщики и строители Шамалав и Нурчилав ( Нурчил Юсупил Мах1амад-Х1ажияв) 1927 год.
По другим источникам, по рассказам моей бабушки, дочери Нурчилава, слева Гъазаг1али ( Мелесо). Нижняя мечеть (Къелдеразул)




Стенной камень согратлинского дома (Бечед ХIусенил МахIам-ХIажиясул - прадеда автора), построенный как видно в 1905 году.

Такие камни с арабской вязью вкладываются в лицевую стену практически каждого дома в Согратле. Каждый из них является произведением искусства.

Говорят жители на своеобразном диалекте аварского языка, так и называемом согратлинским (сугъулдерил мацI). Сравните: букIде годала вместо букIизе ккола на литературном аварском. В согратлинском диалекте имеется много слов, которых практически нет в литературном. Например, хIисуло - ножницы, или рошхап - блюдце. Одним из первых собрал коллекцию согратлинского говора молодой согратлинец - Абашилов Абаш. В Согратле несколько крупных тухумов (родов). Тухум в Согратле, как видно из многих источников(в том числе у М. Абакарова), не столько родственное, сколько административное понятие, так же как и в других крупных поселениях Андалала, как например в Чохе. Согратль делился на несколько административных единиц (авал). Совет Старейшин состоял из старейшин авалов, Существовал неписанный закон, согласно которого, в случае усиления одного из тухумов, пришельцев (беглецов, освобожденных рабов, людей просящих о вступлении в граждане Андалала и т.д.) определяли в малочисленный тухум. Их называли, например, Согратле ад чIварал, в Чохе кьоро риччарал, что в переводе означает приданные или добавленные. Один из тухумов в Согратле - Къелдер. Например Дигьаил рукъ (дом, ветвь Дигьая ), имеет свою родовую книгу, насчитывающую 17 поколений.

В начале советского времени согратлинский джамаат, после определенных колебаний принял решение признать новую власть. Был образован колхоз, многие люди добровольно сдали туда свое имущество, подчиняясь решению джамаата. Один из богатых людей Согратля - овцевод Доного Магомед также сдал все свое имущество, в том числе дом, тем не менее был репрессирован в конце 30-х.


  
Типичные согратлинцы 30 годов XX века.
(Слева Раджабов Раджаб - работал в правительстве Республики, погиб в 1937 г., дядя моего отца,
справа братья Кичевы [КIиччал], братья моего деда по матери)


HUSsoft 2004