В местности Согратль люди жили издревле . Это подтверждают найденные культовые статуэтки бронзового века. Это обычно изображения женщины-матери, символизирующие плодородие.


Антропоморфная статуэтка из культового места близ с. Согратль
(X- IV век до нашей эры)



Очень интересным открытием являются каменные календари в пещере Чинна-Хитта,
которые также подтверждают, что люди здесь жили с древнейших времен.


М.И.Исрапилов «Солнечные календари Кегерского нагорья»
Дагестанское книжное издательство Махачкала 1991

 

Оригинально устроен Согратлинский календарь в местности «Чина хъитI». Согратль — одно из крупных селений в Горном Дагестане, которое славится мастерами кузнечного дела, искус­ными каменотесами. Селение — признанная родина древнейших металлургов, отливщиков бронзы. На его землях известно 3 места расположения
древних наскальных рисунков. Два из них показаны на рис.

Согратлинские


Они нарисованы на противоположных стенах неглубокого (2,5—3 м) грота длиною 7,2 м и высо­тою 4—4,5 м. Грот расположен в глубокой узкой котловине, в пласте крепкого белого песчаника нижне-и среднеюрского возраста. Позади и спереди грота круто поднимаются на 800— 900 м горы Челеб, Пасурда и Бакъуда. Рисунки «Согратлинские-1» нарисованы на юго-западной стороне грота, три его вертикальные площадки, размерами примерно 0,5x0,7 м, обращены на северо-восток и север. Азимуты двух крайних площадок 101— 105°, а средней 15—20°.

Ругуджинские



Рисунки «Согратлинские-2» расположены на ровной вертикальной северной стороне и обращены на юго-запад по азимуту 310—315°. Нетрудно видеть, что обе группы рисунков, в которых насчитывается всего 32 символа, поров­ну в каждой группе, в комплексе с окружающими горами составляли единый Солнечный календарь, функционировавший как при восходе, так и при заходе Солнца.Однако азимут внешней общей стены грота составляет 40—45°. Современные же азимуты восхода Солнца на широте этих рисунков, как говорилось, составляют в дни летнего солнцестояния 59,7°, в дни равноденствий 91,5° (1,5° на горную местность) и в дни зимнего солнцестояния — 124°. Таким образом, в настоящее время лучи Солнца на рисунки «Согратлинские—1» совершенно не. попадают, а на «Согратлинские—2» попадают бессистемно. Развернем и наши рисунки по часовой стрелке на 22,5°. Тогда лучи Солнца при восходе проникают в грот в начале мая и покидают его в конце августа,
через 4 месяца. Первыми, естественно, открывались лучам Солнца фигуры на правой, наи­более обращенной к востоку площадке. Первой на площадке Солнце освещало фигуру трехрогой козы. Возможно, это фантазия художника, а этот символ оз­начал сроки выгона коз в горы в начале мая. Второй открывалась фигура оленя с двумя ветвями рогов, что означало его по­явление здесь. Ближе к лету Солнце перемещалось на север и открывались фигуры средней площадки. В начале июня это была фигура тура, но опять с четко нарисованными,
откинутыми назад тремя рогами. Очевидно, в начале июня туры спускались с высокогорий в урочище Чина хъитI. 22 июня открывалась фигура «крест в Солнце», что означало день летнего солнцестояния. Смысл этого символа убедительно показан академиком Б. А. Рыбаковым на древнеславянских календарях. Наиболее информативна левая площадка. Последовательно открываясь сверху вниз, по мере возвращения Солнца на восток, в начале июля освещались рога диких и домашних животных — время сбора ценного сырья для изготовления орудий древнеславянских календарях. Наиболее информативна левая площадка. Последовательно открываясь сверху вниз, по мере возвращения Солнца на восток, в начале июля освещались рога диких и домашних жи­вотных — время сбора ценного сырья для изготовления орудий труда, ножей, серпов, музыкальных инструментов, стаканов и т. д., к концу июля — началу августа фигуры самца и самки козы— время брачного периода коз. Указанная последовательность освещения календаря и его площадок обусловлена конфигурацией вершин, находящихся перед календарем, по линии восхода Солнца. Сами же площад­ки подобраны художниками именно исходя из календарного их предназначения. На календаре не применена окраска символов 6 два цвета. Сезоны до солнцеповорота и после здесь можно легко различить по площадкам, несмотря на одновременное ос­вещение и левой, и правой. В весенний период засчитывают символы правой площадки, а после солнцеповорота — левой.
Более длительно календарь функционирует при заходе Солнца. Рисунки «Согратлинские—2» открывались Солнцу с начала марта до конца октября. Высота горы Пасурда, по линии захода Солнца круто возрастает до 800 м после некоторо­го плавного роста с севера на юго-запад. В дни летнего солнце­стояния Солнце при заходе оказывается низко над горизонтом. Поэтому в эти дни освещаются символы, расположенные поч­ти под потолком грота слева. Здесь четко выделяется «крест в Солнце» — день летнего солнцестояния. В апреле раскрываются символы сева —
квадратики, точки. В мае появляется волк в данной местности. В конце марта раскрывался меньший «крест в Солнце» — день весеннего равноденствия. В отличие от «большого креста» — солнцестояния, линии этого креста здесь не доходят до солнечного круга. В этой группе рисунки выполнены двумя цветами охры. Несмотря на большую информативность, ряд символов кален­даря оказался нерасшифрованным. Это, прежде всего «спираль» (открывалась в июле), «колесо», поделенное на сектора с точками посередине и без них, на обоих рисунках, нижние фигуры второй группы и др. Необходимо подчеркнуть также, что, хотя линии древних восходов и заходов Солнца на этом календаре и его разворот совпадают с перечисленными ранее календарями, но расчетная величина наклона оси Земли во время его функционирования была заметно большей. В целом же, судя по архаичности и трудности расшифровки символов, эти рисунки, пожалуй, могут быть отнесены к наиболее древним среди наскальных надписей Дагестана. Удивительна выразительность замыслов, передаваемых древними художниками с помощью минимального количества линий на этих и других наскальных рисунках. Среди живот­ных, нарисованных на Карийских, Капчугайских, Лучекских, Хулинских, Ругуджинских, Лабко-Махинских, Чиркатинских и других писаницах, четко можно различить годовалых, двухго­довалых, уже подготовленных для получения потомства, и ста­рых коз, овец, лошадей, взрослых самцов и самок. Анализируя наскальные изображения Дагестана, можно обнаружить очень интересную закономерность их совершенство­вания во времени. Все они могут быть в этом_ плане объедине­ны в 4 группы. Первая группа наскальных росписей целиком выполнена символами, характерными для чисто скотоводческой и собирательской экономики. К этой группе можно отнести Ху-линские, Капчугайские, Ругуджинские, Согратлинские (у ос­новного грота), Буйнакские, Бугленские, Экибулакские, у Чер­ных скал (в 18 км севернее г. Буйнакска), Ленинкентские и др. На них нарисовано более 13 видов различных животных, мно­гие из которых теперь в этих местностях вообще не встречают­ся (олени, туры, муфлонообразные бараны), а другие встреча­ются очень редко. Эти рисунки — наглядное свидетельство былого богатства животного мира Дагестана, особенно его пред­горий и горных районов. Во второй группе рисунков, наряду с характерными для скотоводческих племен символами, появляются земледельче­ские знаки, сначала одиночные, а потом в больших количест­вах. К этой группе можно отнести: Лабко-Махинские, Санжинские, Согратлинские (второй группы), Карйнские, Кегерские. На последних, Кегерских, земледельческие знаки почти полностью вытесняют скотоводческие. К третьей группе можно отнести надписи Лучекского очага. Они наиболее сложные и совершённые по замыслу симво­лов, Лучекский очаг надписей, можно сказать, представлен уже почти иероглифными знаками и, по нашему мнению, характе­ризует начальный этап появления письменности и новейшей цивилизации. Кажется невероятным, но факт, что возраст этих надписей более 10 тыс. лет. Рисунки всех трех групп надписей нанесены на вертикаль­ных стенах скал. Последняя, четвертая группа наскальных рисунков Дагестана представлена выгравированными уже на горизонтальных ровных площадках скал одиночными геометрическими фигура­ми небольших размеров: квадратами, эллипсами, кругами и т. д. В настоящее время они изучены на Кегерском нагорье, имеются сведения об их наличии в Унцукульском, Дахадаевском районах. Символы древних наскальных Солнечных календарей в Дагестане перекочевали на стены зданий, домашнюю утварь, гончарные изделия, кувшины, вазы, сундуки для хранения зерна, центральные столбы жилых комнат, на ювелирные украше­ния, браслеты, серьги и особенно на южнодагестанские ковры. Конечно, теперь календарное назначение этих символов давно забыто.

Хуштадинские



Рисунки лезгинских и табасаранских ковров расположены с соблюдением законов симметрии. Всмотритесь повнимательнее. Сколько глубокого смысла в каждой композиции! По краям ковров, как правило, расположены символы самого необходимого в жизни — воды, затем, к центру — символы снега, фигуры животных, людей с протянутыми к небу или в танце руками, те же, что и на календарях «кресты-солнцеповороты», небесные колесницы, символы Солнца, грома и молнии.



Свастики — знаки плодородия и богатства, как правило, находятся в центре ковра. Все это в совокупности означает охрану здо­ровья, домашнего покоя, урожая и скота.


Теперь становится понятным, почему так сильно отличаются рисунки дагестанских ковров от ковров остальных, даже близких закавказских районов: они берут свое начало с древнейших горнодагестанских Солнечных календарей, аналогов которых, как было сказано, нет нигде в других районах.


Часами, неотрывно можно изучать дагестанские ковры и удивляться силе традиций наших народов. Тысячелетиями искусство их подвергалось воздействию восточной и западной культуры и все-таки выдержало, не потеряло своей самобытности.

 


При анализе наших писаниц, историки, географы, агрономы и ученые, ветеринарные и зоотехнические работники, бота­ники, могли бы почерпнуть богатую информацию, восстано­вить картину развития сельского хозяйства, исключительно бо­гатого древнего животного мира республики. Здесь, безусловно, есть над чем подумать. Для того, чтобы ответить на все вопросы, почему и когда оскудело земледелие и животный мир и разоб­раться в причинах экологических изменений, масштабы кото­рых мы только начинаем осознавать, необходимо, прежде все­го, знать, сколько лет назад были созданы древние наскальные рисунки. Вот здесь мы должны, к сожалению, констатировать факт, что конкретных ответов на эти вопросы не имеем.



HUSsoft 2004