Изначально будучи свободными гражданами, согратлинцы вместе с законодательными актами Андалальского Союза, имели собственные правила и законы или "кодексы чести", невыполнение которых моментально обращало этого человека в разряд неуважаемых людей, что в условиях вольного общества, было чревато определенными и довольно серъезными последствиями, связанными в основном с тем что он лишался поддержки общества (Бо).

При этом был кодекс поведения мужчин, кодекс поведения женщин, кодекс поведения детей. Основное понятие для нас это "ЯХ1" ("Ях1 бугев чи" - человек у которого есть ях1, человек,которому можно верить). Перевести прямо на русский язык это понятие сложно. Оно включает в себя такие понятия, как честь, достоинство, уважение к другим, особенно к старшим, скромность, взаимовыручка и т.д. Все знают как в Дагестане уважают старших, но интересно например такое правило, которе гласило что вода и еда всегда первыми дается детям и младшим.
На первое место согратлинцы ставили честность, отзывчивость, скромность и умеренность. Такие качества как храбрость, бесстрашие подразумевались сами собой.
Для подрастающего поколения мужчин есть время когда смотрят, на что ты способен и что от тебя ожидать (у нас говорят- "ц1ар чвадалаб мех" ) , сделал что-то не-так, нарушил адат, кличка "ЯХ1 ГЬЕЧ1", "БОРЖЕЛ ГЬЕЧ1ЕВ ЧИ" была обеспечена надолго.
Особенно это касалось таких вещей как поручения старшено или общественные работы. Любое поручение старейшины или старшего, должно было быть исполнено молодым человеком беспрекословно. Я уже не говорю о таких мелочах, как вставание при появлении старшего и т.д. Общественными делами являлись дороги, колодцы и т.д. или например "гвай". Это обычай, когда все кто мог приходили на помощь при спроительстве дома или всяких других значимых делах.

Одним из важных общестнных дел являлются похороны. Если, мужчина услышал, что кто-то умер, он бросив все свои дела должен идти на кладбище. Неявка человека на похороны считается неуважением к обществу. В этом случае также прерывались все увеселительные мероприятия. На одной из согратлинских свадеб, кажется это было в 1982 или 1983 году, присутствовали ленинградские архитекторы, которых мы подобрали на дороге(Они шли в горный Дагестан для изучения архитектуры). Насколько же они были поражены, когда свадьба, на которой мы веселились была остановлена. Пришло известие, что умер человек, и все мужчины как один пошли на кладбище. Свадьба была продолжена только после окончания похоронной процессии и без особо громкой музыки.

Вообще согратлинцев отличает готовность к любому известию. Это воспитывается с детства. Например считается неуважением к обществу плач на похоронах, хотя в некоторых обществах он является неразрывным их атрибутом. Также как нельзя показывать в обществе свое горе, также не приветствуется и показ особой радости по каким-то поводам.

Наряду с храбростью и самоотверженностью согратлинцы отличаются очень сильным общественным мнением. Например, существовал даже адат, согласно которого, хулиган или сквернослов, публично в торжественной обстановке награждался специальным переходящим "призом", который у нас называется "Г1ВАРЧ1". Награжденный должен был его повесить на видное место, и все друзья и знакомые приходили его поздравлять( №4, "Согратль", стр.13 ). Общественное порицание для нас важнее любого судебного или уголовного наказания.

Другим отличительным качеством согратлинцев является здравый консерватизм и скептицизм. Мы с трудом меняем устои и уклад жизни, практически не верим тому, чего не видели сами. Наш историк Магомед Кичев (Кичча Ибрагьимил Мах1амад) рассказывал, что когда один из наших ссыльных в Сибирь (после восстания 1877 г.),вернувшись домой говорил на годекане(Мижгит рагьла), что он был в таких местах, где полгода день, а полгода ночь (за полярным кругом, насколько я понимаю, я служил в Норильске), согратлинцы усмехались и говорили: "О смотрите табун белых скакунов скачет по горе Охьула". Так если согратлинец в чем-то убежден, то его практически невозможно переубедить. Когда первый исламский миссионер пришел в Согратль, он был убит (сейчас это место паломничества - К1ибикь нух1ла). По преданию, согратлинцы как и все андалальцы оказывали настолько упорное сопротивление исламу, что Абу-Муслим (руководитель исламских миссионеров) только радовался. Когда его приближенные спрашивали чему он радуется, говорят он ответил, что раз они так упорно сопротивляются, значит так же упорны будут в вере когда ее примут.

Консерватизм и скептицизм ко всему неизвестному новому наверное оберегал наших предков от глупостей.

Про согратлинское чувство юмора вообще ходят легенды. И если тот над кем смеялись, хоть чем-то проявлял свое недовольство, то "шутками" его награждают постоянно. Каждое поколение согратлинцев вырастало со своими шутками. Их настолько много, что можно было бы написать отдельную книгу. Некоторые шутки согратлинцев таковы, что за них в других обществах Дагестана просто могут объявить кровную месть. Наверное согратлинцы защищались от жестокой жизни и постоянных потерь высочайшим чувством юмора.

Согратлинцев также отличает ум и изворотливость в делах, что позволяет окружающим селениям утверждать, что тот, кого "обманул" согратлинец ("сугъулдерица гуккарав чи"), якобы понимает это только через пару лет.

Многое из этих адатов или кодексов утеряно, в условиях коммунистического прошлого, но сохранить хотя бы то, что мы знаем мы обязаны. Вообще у нас достаточно историков и краеведов, и собрать согратлинские адаты как кодекс поведения или кодекс чести, мне кажется было бы большой задачей.
HUSsoft 2005