Ворота дома Доного-Магомеда (фото А.Гольдштейна)
Мощение улочек на склонах оформлено в виде аккуратных лестниц.
Поверхностные воды отводятся системой подземных водостоков.
Все постройки Согратля возведены за последние сто лет.
Старое селение было полностью разрушено русскими войсками во время Кавказской войны.
Дом в Согратле (фото Гаджи Габалова)
Сограть и Чох представляют архитектурную культуру Дагестана, оформившуюсфя в конце XIX - начале XX века, когда творчество местных мастеров, восходящее своими корнями к старым традициям, стало обогащаться новыми темами и приемами. Творческий подъем был не случаен именно в Гунибскои районе (Андалале - прим. автора сайта). Он был подготовлен предшествующим развитием архитектуры. В XVII-XVIII веках в этой местности оформлялась особая архитектурная школа, о чем свидетельствуют дошедшие до нас фрагменты зодчества в селениях Ругуджа и Корода. Один из лучших примеров нового стиля - опубликованый в книжке ленинградского архитектора Н. Бакланова "Архитектура Дагестана" дом Ачанкилау (ныне разрушен).
Минарет мечети в Согратле (фото Гаджи Габалова)
В Ругудже еще сохранились кое-где резные каменные детали, отличающиеся богатой пластикой и сочным рельефом. До этого, если не считать кубачинских барельефов,
орнаментальная резьба по камню в Дагестане была плоской, двухплановой: она выполнялась путем выемки фона с выделением узора, нанесенного на ровную поверхность камня. А еще раньше изображения представляли собой графические рисунки, образованные путем вырезки линий. Главные мотивы этой графической резьбы - магические символы (кресты, свастика, круги, спирали, лабиринты), схематические изображения людей и животных.
Мемориальный комплекс "ВАТАН"