Восстание 1877 года (исторические материалы) готовилось втайне и должно было охватить одновременно практически весь Северный Кавказ. Царские власти получив сведения об этом подтянули на Северный Кавказ огромные по тем временам силы. Есть сведения о том, что царское правительство зная о готовящемся, заранее спровоцировало часть обществ и земель на восстание, соответственно оно началось в Чечне и затем перекинулось в Дагестан. Практически, с военной точки зрения, восстание было обречено на поражение, так как к этому времени весь Северный Кавказ был охвачен сетью дорог, по которым легко перебрасывалась артиллерия и войска, и форпостами и гарнизонами.

Начало всеобщему восстанию в Дагестане было положено 28 августа. Всего восстанием было охвачено более чем 504 населенных пунктов Дагестана и Чечни, что намного больше, чем в период Имама Шамиля.
Причинами восстания, по оценке профессора Ковалевского, человека, не питавшего особых симпатий к Дагестану и кавказцам, было, в основном, грубое и наглое попирание российской администрацией прав и свобод, предоставленных дагестанцам Императором, согласно договоренностей об окончании Кавказской войны между Имамом Шамилем и Императором. Так называемое "Военно-народное управление", которе на словах декларировало эти права, на практике было специально создано для постепенного уничтожения быта, традиций, обычаев и уклада жизни горцев и давало возможность царским чиновникам на местах и местной знати беспощадно их эксплуатировать, что практически постоянно приводило к восстаниям.

Представители всех джамаатов Дагестана и Чечни встретились на Анада-майдане, недалеко от Гуниба, где решался вопрос о восстании и имаме. В виду старости Абдурахман - Хаджи ас-Сугури (ему было тогда 85 лет), и его отрицательного отношения к восстанию, четвертым имамом Дагестана был избран его сын Мухаммад - Хаджи.


Фрагмент картины М. Шабанова
«Провозглашение Мухаммеда-хаджи четвертым имамом. Согратль 1877 г.»

К осени 1877 года Кавказское командование российской армии начало активные действия против повстанцев. Необходимо отметить, что на подавление восстания были направлены значительные силы. Истребив ряд аулов, жестокими мерами подавив восстания в Западном и Среднем Дагестане, к концу октября российские войска подошли к последнему оплоту восставших горцев - Согратль - место пребывания 4-го имама Дагестана и его штаба. Царское командование бросило на последнее убежище повстанцев огромные силы.
2 -го ноября, к утру, Согратль был окружен с трех сторон и после сильного артобстрела начался штурм крепости Охьула, продолжавшийся до 10- часов вечера следующего дня. Практически не сумев подавить крепость русские войска начали применять свою обычную тактику, забив все входы и выходы в крепость соломой они подожгли ее.

Со взятием последней крепости Согратля – крепости Охьула, восстание было фактически подавлено. Кстати, в связи с необходимостью ускорения строительства крепости, старейшинами селения было принято беспрецедентное решение, сломать и перенести к месту строительства каменные надмогильные памятники. Кто знает Дагестан, знает, что такое ломать надмогильные памятники предков. Но согратлинцы решили, пусть предки тоже участвуют в борьбе за свободу. Все камни были перетащены к месту строительства крепости женщинами-согратлинками.

Гора Охьула, где располагалась последняя крепость восставших

Дальнейшая судьба согратлинцев и остальных повстанцев была таким образом предопределена. 4-ноября, по требованию кн. Меликова были арестованы 274 активных участников и руководителей восстания во главе с имамом.

5-го ноября в Гуниб был перенесен на носилках престарелый Абдурахман - отец имама Магомеда - Гаджи . Из Гуниба он, по распоряжению кн. Меликова, был отправлен в Шуру и поселен из-за болезни в Казанище, вместо высылки в Сибирь, где вскоре и умер.

Фотография Согратля после сожжения (ноябрь 1877 г.)

 

8-го ноября из Согратля были выселены жители, а само селение было разрушено и сожжено. По распоряжению кавказского наместника царская администрация в Дагестане жестоко и бесчеловечно расправилась с участниками восстания. Наиболее активные руководители восстания были преданы специально учрежденному военно-полевому суду в Гунибе и Дербенте. Согласно приговору этого суда, было казнено до 300 человек, в том числе и согратлинцы:

Мухаммад – Хаджи - четвертый имам Дагестана,

Абдухалим - сын Амируломара - муфтий,

Абдула - Гаджи - сын Шех- Али, и

Лабазан – Дибир - советники имама.

Около 700 душ из Согратля было выслано во внутренние губернии России. Почти половина из них умерла в местах заключения вследствие плохих климатических условий и различных болезней. Из - за больших людских потерь (в ходе восстания и в последующем аул потерял почти 1000 душ), население аула в первые годы после восстания не было в состоянии строить себе жилища.

Поэтому, оставшиеся, жили в хуторах, а некоторые поселились у своих кунаков в близлежащих селениях, что подтверждается и переписью населения 1886 г. Особо выделились ругуджинцы, которые как своих родных приняли обескровленных согратлинцев.

Восстанавливаться селение начало в 90-х годах XIX века. При этом интересно, что при проектировании нового селения российской властью не были разрешены дома башенного типа и вдоль селения были проложены три широкие (на ширину артиллерийского лафета) улицы. По переписи населения (посемейный список) 1886 г. в Согратле было около 500 дымов. Род занятий, как записано в переписи - "...учителя означенного общества, овцеводство, скотоводство...".

 


HUSsoft 2005