Андалал

Согратль или Сугъралъ (по-аварски) был административным центром союза нескольких (более 10) подобных же вольных общин, расположенных близко друг от друга, под общим историческим названием--Андалал.



Андалал (фото Ахмеда Амирова http://amiir.dreamer.ru )


Андалал, как самоуправляемая гражданская община, по своей сути основывался на союзе вольных граждан, объединенных в джамааты (общества), напоминавшие демократические древнегреческие полисы. Джамаат состоял из тухумов (родов), совместно проживавших на территории одного населенного пункта, обладавших частной земельной собственностью всех ее полноправных членов - граждан (узденей). Вместе с этим все граждане обладали правом пользования общинной собственностью - пастбищами, лугами, лесом и т.д. Каждый джамаат обладал собственными законами. Граждане обладали не только правами, но и обязанностями, как например общественные работы или воинская обязанность. Для этого, в частности, каждый тухум должен готовить молодежь, владеть конем и оружием, а также борьбе.

Кодекс (свод законов) Андалальского вольного общества, состоящий из 69 пунктов, в предисловии к нему объявлялся всеобщим для союза, но один из пунктов гласил: "Каждое селение будет руководствоваться своими адатами". Адаты (законы) охватывали практически все стороны социально-политической организации общин и их союзов, за исключением тex положений, которые регулировались шариатом, и в случае спорности вопроса, он однозначно решался по шариату. Каждый член общины обладал четко выраженными правами и обязанностями, наиболее важная из которых - соблюдение всех норм шариата и адата. Даже российское управление, после окончания Кавказской войны, было вынуждено основывать свою деятельность с соблюдением норм шариата и адата.


Ворота в Андалал (фото Прокудина-Горского 1905 года, реставратор Гасан Раджабов)


Правами граждан обладали не все, проживающие в общине, например не обладали ими наемные работники, беглецы, гостившие. Джамаат придавал большое значение сохранению своих прав вольного общества, в том числе и территориальной целостности. Защита территории в случае военного нападения, защита прав любого гражданина Андалала, вне территории, возвращение угнанных общественных стад или собственности андалальца, являлась прямой обязанностью всех ее членов: "С того, кто не примет участия в тревоге, взыскивается штраф в размере быка",- гласил один из первых пунктов Свода законов Андалальского общества. Все вопросы, будь то семейно-брачные, кровные, отходили на второй план перед интересами джамаата, если касались нескольких важных пунктов: защита территории, обеспечение политической свободы общества, равноправия всех джамаатов и граждан. Взаимная ответственность закреплена в Своде законов Андалальского общества, один из законов которого гласит: "Если кто из наших больших селений учинит насилие над нашим малым селением, то все остальные селения нашего общества придут на помощь малому селению".



сел. Обох (фото Ахмеда Амирова http://amiir.dreamer.ru )


В состав Андалала входили джамааты селений: Согратль, Шангода, Обох, Мегеб,Ругуджа, Чох, Кудали, Кегер, Cилта, Салта, Шулани, Унтиб, Хиндах, Хоточ и нескольких непостоянных селений. Управление в нем было таким же, как и в сельских общинах, но здесь более видную роль играл Кади (президент) - должность выборная. В Андалальском вольном обществе кадия ( президента ) избирали общим собранием представителей сел Андалала в урочище "Руккладух" (близ Чоха). Кстати, Кади избирался только из Согратля, а два его помощника - один из Ругуджа, один - из Чоха.
Несколько раз он избирался из большого согратлинского тухума Къелдер ( Дигьай - Сатмар и т.д.). Эта тенденция наметилась после победы над Надир-Шахом в 1742 году под руководством согратлинского кадия - Пир-Магомеда Къелдеразул.


Карта Андалалских земель

Как самостоятельное политическое образование, Андалальский союз придавал огромное значение сохранению своего суверенитета. Свой свод законов он начинал с постановления, касавшегося военной охраны территории общества: "Если одно из андалальских селений не примет участия в тревоге, то с жителей его взыскивается штраф 100 баранов" , - никто не имел права уклоняться от воинской обязанности.  

Для обсуждения вопросов, касавшихся всех джамаатов, ежегодно на одном из традиционных мест, обычно в урочище "Руккладух" (близ Чоха), созывался общесоюзный съезд Андалала. На съезд прибывали полномочные представители власти сельских обществ, входящих в союз: члены Совета старейшин, дибиры, так же главы наиболее почетных и авторитетных тухумов. Голосование, как и на сельском сходе, проводилось расхождением присутствующих в противоположные стороны. И, если исход голосов на сельском сходе зависел от позиции влиятельных членов джамаата, то на общесоюзном сходе главенствующую роль играли крупные и сильные общества - Согратля, Чоха, Ругуджи.


Хьиндах (фото Прокудина-Горского 1905 года, реставратор Гасан Раджабов)

Основными видами деятельности населения Андалала были овцеводство, торговля, ремесленное производство. Хотя в джамаате главное богатство представляла земля, ее экономическую мощь создавали торговля и развитое овцеводство, которые в силу различных исторических условий, с конца XVIII в. начинают приобретать в экономической и политической жизни общины ведущее значение.

Джамаат, как общественный организм, представлял собой коллективный союз общинников, спаянный социо - нормативными установками, выработанных веками и упроченный отношениями единого хозяйственного механизма. В частности - развитого овцеводства, которое базировалось на отгонной системе. Ее суть заключалась в перегоне овец весной в горы, на альпийские пастбища, а осенью на зимние пастбища - шамхальские земли. Эта система была сопряжена с определенными трудностями: надо было арендовать зимние пастбища, нанимать большое количество работников и т.д. Все это требовало средств и коллективного труда. С этой целью и происходило объединение.

 


Вид в сторону Гуниба с Андалалских гор (прямо впереди заброшенное селение Гамсутль)

Вот что пишет историк Магомедов М.Г. в книге "История аварцев":
"Наиболее значительными вольными обществами, последовательно возникшими после походов Тимура на территории [134] Аварии были Андалальское, Хиндалинское, Дидойское, Салатавское, Каралальское, Гумбетовское, Джаро-Белоканское, Гидатлинское, Келебское, Андийское, Койсубулинское, Чамалальское, Богулальское, союзы Антльратль, и др. Вольные общества Антльратль занимали труднодоступные районы Аварии у Главного Кавказского хребта и включали в себя семь земель, или джамаатов: Бохнода, Тхебель, Джурмут, Ухнада, Анцлус, Таш, Анцух. Каждое из них включало несколько поселений, разбросанных по горным ущельям. Аулы выбирали себе старейшин, решавших возникавшие в селении бытовые и хозяйственные проблемы. Для решения вопросов, касающихся всего общества, собирались старейшины общества, и их решение имело силу закона (Агларов М. А., 1988). Интересно сравнить, насколько общепринятые в современных условиях принципы формирования гражданского общества соответствовали правовым нормам, существовавшим в вольных обществах на протяжении XV–XIX вв. Основополагающие принципы вольных обществ Аварии — экономическая свобода, м ногообразие форм собственности и рыночные отношения. Сельская община формировалась как свободный союз собственников земли. Причем каждый член общины был не только собственником своего надела, но и непременным совладельцем всей территории общины. В частной собственности находились не только пахотные земли, но также сенокосы, летние и зимние пастбища. Они составляли наследственную собственность каждого хозяина, которой он свободно распоряжался и продавал без ограничений. Наряду с частной собственностью, в Аварии существовали феодальная и вакуфная собственность, также с правом купли-продажи. Второй принцип гражданского общества — безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина. Основное население вольных обществ Аварии составляли собственники земли, или сословие свободных узденей, которые являлись носителями всех прав и обязанностей по отношению к своему джамаату. Они обладали равным правом участия и голоса [135] в народном собрании и могли быть избранными в качестве правителей. Основная задача джамаата заключалась в защите территории, обеспечении политической свободы общества и его традиционных нравственных устоев, которые воплотились в нормах адата. Высшим законодательным органом в вольных обществах являлись народные собрания, которые созывались в наиболее важных случаях. Управление общиной, как и вольными обществами, осуществлялось правителем, выбранным советом старейшин на год. Совет старейшин имел практически все верховные полномочия и заменял собой народное собрание. Наряду с выборным правителем, совет выдвигал военного предводителя, назначал судей, казначея. Правители выступали исполнительным органом власти с обширными полномочиями, им обеспечивали и неприкосновенность. Гарантом равенства членов общины перед законом выступали суды. Суд творили специально выбранные лица, имевшие репутацию справедливых. Судей, во-первых, избирали только на один год, и, во-вторых, они присягали, что не отступят от закона. Сам факт приведения судей к присяге — свидетельство исключительного значения, которое придавалось судопроизводству и соблюдению законов. Глубоко продуманная система разделения властей в вольных обществах Аварии находит отражение в четко разработанной структуре законодательной и исполнительной власти (народное собрание, совет старейшин, выборные правители, военные предводители, суды, исполнители, мангуши и т. д.). Подобная административная система и правовые нормы вполне соответствовали уровню социально-экономического развития общества. Как отмечал Шарль Монтескье, «...горцы пользуются более умеренным правлением, потому что им менее грозит опасность завоевания. Защищаться им легко, а нападать на них трудно; собирание и доставка военного снаряжения и провианта в войне с ними требуют больших издержек, так как в их стране ничего [136] этого добыть нельзя. Таким образом, вести с ними войну труднее, а предпринимать ее опаснее, потому там нет такой надобности в законах, которые издаются для охранения безопасности народа». Политический плюрализм вольных обществ проистекал из самой сути многоотраслевого хозяйства с различными формами собственности. Наряду с основной массой свободных узденей, в Дагестане были представлены сословие феодалов, раяты и лаги, находившиеся в сложных отношениях между собой. Наиболее активной оппозицией вольных обществ выступало сословие феодалов, стремившихся овладеть их землями и лишить вольные общества независимости и свободы. Свобода слова в вольных обществах была столь традиционна, что подразумевалась как естественное явление, поскольку составляла неотъемлемую часть нравственных устоев и политической свободы общества. Обладая правом на недвижимую собственность и на совладение территорией общины, ее члены были свободны от всякого вмешательства в частную жизнь. Все члены общины строго придерживались четко разработанных правил социально-экономической жизни, а возникавшие проблемы разрешались самой общиной. Поэтому наиболее важной обязанностью члена общины было соблюдение всех норм адата, включая и бытовые. Защита территории и политических свобод была главной обязанностью всех членов общины. Общественные обязанности, которые были почетным долгом каждого члена общины, обеспечивали мир и согласие в вольных обществах Аварии. И важно отметить, что несмотря на пестроту этносоциального состава и разнообразие языков вольные общества, сложившиеся в Аварии, повсеместно придерживались более или менее одинаковых правовых норм. А единство юридических систем у разных народов Дагестана и являлись той основой, на которой базировались мир и национальное согласие народов. Становление сельской общины шло в Аварии через формирование собственников земли. Каждый член общины должен был быть частным собственником земли и обязательно [137] совладельцем всей территории общины. Экономическая независимость и непременное участие членов общины в управлении общественными делами обеспечивали не только эффективность социальной политики, но и достойный уровень их жизни. Таким образом, принципы формирования гражданского общества на современном этапе в специфических формах присутствовали во всех вольных обществах Дагестана. На базе этих узаконенных в адатных правах принципах они, действительно, выступают, как справедливо отмечают исследователи, демократическими микрореспубликами, в которых истинная свобода человека являлась наивысшей ценностью. И эту привычную и ставшую естественной потребностью свободу наиболее мужественно отстаивали представители вольных обществ на всем протяжении их существования. Свободолюбие и мужество представителей вольных обществ нашло наиболее наглядное поэтическое воплощение в древней поэме аварцев «Хочбар». В различных вариациях вольные общества как наиболее эффективные и приемлемые в горных условиях формы правления местных народов просуществовали в Дагестане вплоть до присоединения страны к царской России. И важно отметить, что вольные общества Аварии являлись не примитивными формами правления, характерными для родоплеменных обществ, как представляется некоторым исследователям. Наоборот, они выступают наиболее прогрессивными для своего времени объединениями, в которых известные чаяния народов о свободе, равенстве и справедливости стали реальностью в специфических условиях гор. Вольные общества действительно являлись, как полагают исследователи, демократическими микрореспубликами, опередившими в своем социальном развитии многие народы Кавказа. Более того, они выступают предвестниками гражданского общества, строительство которого предполагается в перспективе и в Дагестане. "
После вхождения Дагестана в состав Российской империи, нарушились торговые пути, проходившие через Андалал, а новое административное деление предполагало удобство управления и контроля за горными территориями со стороны имперских властей, в связи с чем управление было перенесено в крепость Гуниб, расположенной на горе Гуниб, с которой обозревается весь Андалал, и который сам по себе является природной крепостью. В связи со строительсвом Гунибской крепости, маленькое ранее селение Гуниб, начало затем быстро развиваться и превратилось в административный центр Гунибского округа Дагестанской области.

HUSsoft 2004